Как рассказывать детям о музыке?

Как рассказывать детям о музыке?

Источник фото: www.kensingtonmums.co.uk

Люди наслаждались музыкой с древнейших времён. Музыка рождалась вместе с человеком. Она была и остаётся врождённой потребностью, такой же насущной, как потребность в еде, одежде и жилище. Люди, прислушиваясь к бесконечно разнообразным звукам окружающего мира: птичьему пению, шуму дождя, шелесту листьев, -  также находили и в своих собственных голосах некую музыкальную выразительность.

Первыми песнями, которые сложили люди, стали магические заклинания, обращенные к богам, а первые музыкальные инструменты, о которых нам известно – полые кости мамонтов. Позже музыкой стали сопровождаться не только религиозные обряды, но и развлечения. Например, древние греки сопровождали музыкой свои театральные постановки. Долгие столетия музыку запоминали только со слуха. Около 1000-ого года, бенедиктинский монах Гвидо из Ареццо, собрав вместе известные ему теории музыковедов, создал, наконец, единую логическую систему записи и чтения музыкальных сочинений. С того момента, когда музыку научились записывать, появилась возможность сохранения авторства у музыкального творения.

Как рассказать ребёнку о музыке и музыкальных профессиях?

Благодаря телевизору, плеерам, магнитофонам, музыкальным центрам, мобильным телефонам и компьютерам теперь можно слушать музыку где угодно. Десять лет назад любимую мелодию было не очень легко найти. Сейчас же с помощью интернета без особых проблем вы сможете скачать всё, что вам понравится. Технический прогресс значительно упрощает нам жизнь, позволяя создавать, «доставать» музыку и не расставаться с ней ни на минуту. Но при этом очень важно: КАКУЮ музыку слушать нашим детям и КАК.

При огромном разнообразии музыки для детей у родителей всегда есть выбор, что предложить своему ребёнку. Но я хочу обратить внимание на ту музыку, которая незаметно окружает нас в быту. Она кажется неприметной, на первый взгляд, а так хочется, что бы наши дети услышали её и, может быть, рассказали, что слышится им в этих незримых звуках. А может быть и кто-то из них нашёл бы, в бедующем, своё место в одной из музыкальных профессий.

1 БЕСЕДА.

Я иду со своим маленьким сыном домой, и вдруг, где-то за домами зазвучала автомобильная сирена, её звук двигался по направлению к нам. Машина должна была вот-вот выехать из-за поворота. «Как ты думаешь, - спросила я – какая машина едет?». Сын подумал и ответил – «Кажется, скорая помощь».  Да, и действительно, через несколько секунд на ближайшую дорогу выехала скорая помощь. «А как же ты догадался?» - спросила я. «Не знаю.  Просто так звучало – У-у-У-у». «А ты заметил, какие тревожные звуки издаёт эта машина: то высокий звук, то низкий, они бесконечно долго повторяются, словно хотят своим надоедливым пением обратить на себя внимание.  Для чего же такой сигнал нужен этой машине?»  «Это, что бы все заметили и уступили дорогу» - ответил сын. «Правильно. Молодец! – подтвердила я - Только такая музыка может привлечь внимание всех на дороге. Она очень громкая и вызывает тревогу. Как будто машина просит всех расступиться, спеша на помощь к больному».

2 БЕСЕДА.

По телевизору заканчивался художественный фильм. На экране уже шли титры, и звучала песня. В кухню, где стоял телевизор, вошёл мой сын, Саша. Он начал тихонько подпевать мелодию, пытаясь повторять слова.

- Ну, что, песня понравилась? – спросила я.

- Ага! – ответил он.

- И что же в ней такого хорошего?

- Весёлая! – с улыбкой сказал Саша.

- Значит, ты любишь весёлые песни?

- Люблю!

- А я всякие люблю: и весёлые и грустные. Главное, что бы песня нравилась.

- А мне эта понравилась – поспешил ответить Саша на мои слова.

- Ладно, попробую её найти для тебя в интернете. А ты знаешь, кто нужен для того, что бы появилась песня?

- Певец.

- Ну, это конечно так, но не совсем. Бывает, конечно, что человек придумает песню, да сам и споёт её для людей. А бывает и по-другому. И я тебе сейчас об этом расскажу.

Есть две такие профессии: поэт и композитор. Случится так, что композитор прочитает стихи, и если они ему понравились, напишет к стихам музыку. Тогда получается песня. А может быть и наоборот. Услышит поэт красивую музыку и захочется ему написать к ней стихи, да так, что бы можно было стихи петь под эту музыку. Вот тебе и песня. А если нужно, чтобы песня зазвучала красиво, то зовут певца (вокалиста) и музыкантов-инструменталистов (скрипачей, трубачей, барабанщиков и прочих), которые целым оркестром будут играть сочинённую музыку. Вот и зазвучит песня так, что всем захочется её послушать. Потому что над песней потрудились настоящие профессионалы: композитор, поэт, певец и музыканты-инструменталисты.

3 БЕСЕДА.

Были мы как-то на военном параде с сыном. Играли военные оркестры. Перед каждым оркестром выходил дирижёр и взмахивал палочкой. Сын ещё маленький, 5 лет. Многое ещё не понятно человеку в таком возрасте. Но главное, что всё интересно. И «мир» он разглядывает с большим любопытством. Как здесь можно удержаться от того, что бы наполнить происходящее смыслом. Конечно же, начинаешь рассказывать, но по-хитрому. Делаю вид, что и для меня всё увиденное в новинку.

- Здорово! Правда? Хорошо играют?- с восторгом говорю я.

- Да!...  А я знаю какой у того солдата инструмент.

   И сын начинает показывать и рассказывать о том, что успел «накопить» за свою не большую жизнь. С удовольствием представляет мне трубача с золотистой трубой, барабанщика, лихо отбивающего маршевый ритм, валторниста, который легко, без видимого напряжения, марширует с тяжёлым инструментом, свёрнутым в изящную улитку. Указывает то на одного музыканта, то на другого. И потом, вдруг, подмечает:

- А вон тот дяденька машет палочкой так же, как и музыка играет.

- Да, похоже. Но это не совсем так. Если ты приглядишься внимательнее, то заметишь, что – это музыка играет так, как машет палочкой этот дяденька. Его профессия называется «дирижёр». Он руководит всеми музыкантами в оркестре. И только он решает, как будет звучать музыка: громче или тише, быстрее или медленнее. Именно от него зависит: дружно будут играть музыканты или нет, вовремя ли зазвучит труба, в нужном ли месте ударят барабаны. Посмотри, как много музыкантов, сложно им без командира. А дирижёр их главный командир. И не только в военном оркестре, но и в любом другом.

- Я тоже буду командиром! – говорит сын, подбирая прутик на земле. Он начинает взмахивать им из стороны в сторону в ритм звучащей музыки. Мне становиться смешно, глядя на него.  «Вот выдумщик» - думаю я. А вслух поправляю:

- Да нет же, не командир, а дирижёр!

- Ну, да, дирижёром я буду!

- Будешь, кем захочешь  – отвечаю я. Подхватываю его на руки, что бы поднять повыше. А он всё продолжает махать прутом.

Пусть командир – дирижёр немного покомандует. Наверное, ему кажется сейчас, что оркестр слушается только его. Радостно моему командиру и мне тоже радостно!

АВТОР БЕСЕД: Леонтьева Елена Анатольевна

Источник материала: nsportal.ru

 

Если вас заинтересовала эта тема рекомендуем обратиться к книгам из фондов наших библиотек:

Дмитрий Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?»

В этой книге Д.Б.Кабалевский делится своим огромным опытом работы с детьми, с теми, кто вступает на нелегкий, но интересный путь музыкальной педагогики, музыкально-пропагандистской и лекторской деятельности. Книга включает текст известных бесед Д.Б.Кабалевского о музыке и музыкантах прошлого и настоящего. Переиздание (первое издание вышло в 1977 г.) осуществляется по многочисленным просьбам читателей, занимающихся эстетическим воспитанием подрастающего поколения.

Спрашивайте эту книгу в Центральной городской библиотеке им. А. И. Герцена / ул. Чапаева, д. 5

 

Ольга Римко «Первое музыкальное путешествие»

Книга даст возможность детям и их родителям начать дорогу в мир музыки. Музыкальная грамота дана автором в популярной форме, освоив которую читатели смогут играть знакомые мелодии

Спрашивайте эту книгу в библиотеках: ГБИЦ, ЦГБ, 5, 3, 6, 7, 8, 9, 11, 17, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 28, 29, 30, 31, 32, 35, 36, 37, 38, 40, 42

 

Виктор Лунин «Волшебная мелодия»

Эта великолепно изданная книжка с чудесными иллюстрациями просто и доходчиво знакомит маленьких музыкантов с основами музыкальной грамоты. Ее главные герои - веселые сёстры-нотки, с которыми постоянно случаются захватывающие приключения. Семь музыкальных сказок расскажут детям о том, откуда берётся музыка, как рождаются волшебные мелодии и почему получаются фальшивые ноты, а также много других интересных историй.

Спрашивайте эту книгу в библиотеках: 4, 5, 35

25 Мая 2017
el@ekmob.ru
629779318
el@ekmob.ru
Виртуальная справка Viber +79920056022 Telegram +79920056022 WhatsApp +79920056022