Место на карте

Место на карте

Великие русские художники не раз вдохновлялись историей нашей страны, когда создавали свои монументальные полотна. Нам с вами предстоит не только любоваться картинами русских мастеров, но и найти то место на карте, которое запечатлено на полотне. Не забудьте взять с собой карту и компас. В преддверии Дня России приглашаем вас взглянуть на историю нашей страны, написанную кистью живописцев XIX - начала XX веков.

Иван Айвазовский «Чесменский бой». 1848 год

Холст, Масло. 193 × 183 см

Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия

Картина Ивана Айвазовского посвящена исторической победе русского военного флота в Чесменском бою 24-26 июня (5-7 июля) 1770 года. Художник наглядно описывает морское сражение между русскими и турецкими флотами. В глубине бухты видны тонущие горящие корабли, разлетающиеся от взрыва обломки мачт. Поднимающееся пламя с ало-сизым дымом смешивается с облаками, а свет луны озаряет адское смешение огня и воды. На переднем плане темным силуэтом высится флагман русского флота «Трёх Иерархов», к которому, подходит шлюпка с экипажем брандера Д. С. Ильина.


Илья Репин «Бурлаки на Волге». 1873 год

Холст, масло. 131,5 × 281 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Согласно воспоминаниям художника, замысел картины возник ещё в 1869 году, когда во время работы над конкурсной картиной «Иов и его друзья», он вместе с Константином Савицким поехал на Неву на этюды. Увиденные им там впервые бурлаки произвели на Репина сильное впечатление своим контрастом с жизнерадостным обществом и живописной природой. Тогда же был создан первый акварельный эскиз картины, включавший, помимо собственно бурлаков, и контрастировавших с ними дачников.


Василий Суриков «Утро стрелецкой казни». 1881 год

Холст, масло. 218 × 379 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Тема этой картины Василия Сурикова связана с историческими событиями конца XVII века — подавлением Петром I стрелецкого бунта 1698 года и казнью мятежных стрельцов. Скульптор Марк Антокольский называл «Утро стрелецкой казни» «первой русской картиной исторической». Критик Николай Александров писал, что перед этим полотном «зрителя сразу же охватывает могучесть художественного представления, художественного творчества». По словам художника и критика Александра Бенуа, суриковская «Казнь стрельцов» «гениально передаёт весь сверхъестественный ужас начинающейся петровской трагедии». Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что до Сурикова никто и никогда «не сумел показать так правдиво и убедительно само „движение истории“, разворачивающееся в противоречиях, раздирающих нацию, в схватке не на жизнь, а на смерть сторонников нового и ревнителей старины».

 

Василий Верещагин «Осада Троице-Сергиевой лавры». 1891 год

Живопись, 282×458 см

Сюжет картины разворачивается во время осады Троице-Сергиева монастыря войсками Лжедмитрия II. Осада продолжалась почти шестнадцать месяцев — с 23 сентября (3 октября) 1608 по 12 (22) января 1610, когда она была снята войсками Михаила Васильевича Скопина-Шуйского и Якоба Делагарди.

 

 

Константин Маковский «Воззвание Минина» («Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям»). 1896 год

Холст, масло. 698х594 см.

Нижегородский государственный художественный музей

 

События, происходившие во времена Смуты, легли в основу сюжета картины. Купец Кузьма Минин произносит речь на главной площади Нижнего Новгорода. Он призывает собравшихся вокруг него людей делать пожертвования для создания ополчения, которое призвано было защищать и освобождать родину от врагов. Речь купца находит отклик в сердцах всего населения города. Послушать Минина пришли представители всех слоев населения и поколений.


Василий Суриков «Переход Суворова через Альпы». 1899 год

Холст, масло. 495 × 373 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

Швейцарский поход Суворова — это военная операция, предпринятая русскими и австрийскими войсками под командованием генерал-фельдмаршала Александра Суворова в ходе войны Второй коалиции с целью разгрома и изгнания французских революционных войск из Гельветической республики. План похода предусматривал переход через Швейцарские Альпы из Северной Италии и соединение с русско-австрийским корпусом под командованием генерал-лейтенанта Александра Римского-Корсакова и фельдмаршал-лейтенанта Фридриха фон Готце, находившимся в Цюрихе, и дальнейшие действия объединёнными силами против французов. Суворов решил направить всю армию по кратчайшей тропе, протяжённостью 18 километров, идущей через перевал Кинциг. По мнению исследователей, такое решение «свидетельствовало о невероятной силе воли полководца» и неограниченной уверенности в своих войсках.


Валентин Серов «Петр Великий». 1907 год

Государственная Третьяковская галерея, Москва

По зыбкой, нетвердой насыпи широко, уверенно и твердо шагает великий реформатор. Его целеустремленность, напор, энергия привели в оживленное движение вековые традиции, укоренившиеся порядки, устоявшуюся жизнь многомиллионной страны. Действие картины разворачивается на фоне строящейся новой столицы Великой империи. На противоположном берегу золотом сверкает игла Петропавловского собора. Видны первые каменные строения. Здесь же все только начинается. Вместо будущей набережной - земляная насыпь, вместо дворцов - основы построек в строительных лесах.

 

Александр Бенуа «Парад в царствование Павла Первого». 1907 год

Графика, 82×59 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Парад при Павле I» входит в «Русский цикл» Бенуа. Перед нами – зимний день, сыплет снег. Весь задний фон занимает строящийся Михайловский замок. Справа на коне - сам император, за ним - его сыновья. Слева - обезумевший от ужаса солдат марширует к Павлу I. Стоит вспомнить, что эпоха Павла I была эпохой бессмысленной муштры и императорского произвола. «…казнил без вины, награждал без заслуг; отнял стыд у казни, у награды – прелесть; умертвил в полках наших благородный дух воинский (…) и заменил его духом капральства. Героев, приученных к победам, учил маршировать», – описывает правление Павла I Николай Карамзин в «Записках о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях».

 

 

Дмитрий Кардовский «Бал в Петербургском Дворянском собрании 1913 года». 1915 год

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

23 февраля 1913 года санкт-петербургским дворянством в своём собрании на Михайловской улице был дан «грандиозный бал», на котором присутствовало свыше 3200 гостей. Это был последний масштабный праздник в дореволюционной России.

 

Борис Кустодиев «Большевик». 1920 год

Холст, масло. 101 × 141 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

На картине изображена гигантская фигура большевика, держащего в руках развевающийся красный флаг и идущего по заполненной толпой улице, меж дворцов и домов к церкви, ставшей на его пути в «светлое будущее». Работа была написана Кустодиевым в качестве осмысления им причин и последствий Октябрьской революции 1917 года, в результате которой к власти пришли большевики. Желая выразить «чувство стихийного в большевизме», художник обратился к несвойственной его творчеству аллегории, написав большевика как нового бога из «коммунистического рая». Толпа движется по городу, по Москве, от горы, на которой заметно здание Румянцевского музея (позже Библиотека им. В. И. Ленина) к Кремлю.

 

 

Александр Дейнека «Будущие летчики». 1938 год

Живопись, 131×161 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Пусть эта картина и не обладает чётко выраженной исторической тематикой как предыдущие полотна, но нам хотелось бы завершить нашу подборку на летней светлой ноте. «Будущие летчики» – одна из самых известных работ как Александра Дейнеки, так и в целом направления, именуемого соцреализмом. В ней идеально совпали присущее направлению ожидание светлого будущего, причем из предполагаемого светлого настоящего, и лиричность, большая теплота, интимность. Картина напрочь лишена того официоза, который так свойственен соцреализму. Ее обаяние позволило «Будущим летчикам» практически сразу стать любимцами публики.

 

 

Понравилось? Не забудьте прочитать:

 

«Здесь был Бажов!» Онлайн-карта мест города, связанных с жизнью П. П. Бажова

«Петровы в Екатеринбурге и вокруг него» Места Екатеринбурга упомянутые в книге Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него»

Интерактивная карта «Имена Победы на карте Екатеринбурга»

 

 

09 Июня 2020
el@ekmob.ru
629779318
el@ekmob.ru
Виртуальная справка Viber +79920056022 Telegram +79920056022 WhatsApp +79920056022