Занимательное литературоведение

Занимательное литературоведение

Друзья! Сегодня у нас необычный день. Нам представилась уникальная возможность побывать в необычной стране. Страна Фант-Азия удивительная страна. Все в этой стране необычно. Но самое главное, что в этой стране очень любят играть. Да не в простые игры, а литературные. Я надеюсь, что вы знаете литературу и можете принять участия в литературных состязаниях, которые устраивают жители этой страны. Ну что ж, тогда вперед в Страну Фант-Азию!

Как известно, литературоведение – это наука, изучающая художественную литературу. А значит, она исследует художественные произведения, биографии тех, кто их создает, т.е. писателей. Вашему вниманию будут предложены в основном произведения и авторы, ставшие уже классикой литературы, т.е. они прошли испытанием временем. Их читали ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. Надеемся, что и вы уже стали знатоками «большой литературы».

 

Для начала я предлагаю вам заняться «ЛИТЕРАТУРНОЙ  ЭКСПЕРТИЗОЙ». Этот конкурс будет состоять из нескольких этапов.

1 этап -  «Автора! Автора!»

2 этап – «Вопрошалки-отвечалки с приговорочками»

3 этап – Литературный переводчик

 

Итак, первый этап «Литаратурной экспертизы» - «Автора! Автора!»

У каждого из нас есть своя биография. У кого-то она еще не очень большая, например, у вас. У кого-то разнообразна и насыщена разными событиями и приключениями. Сейчас вам предстоит узнать писателя по его биографии. Сразу скажем, что вопросы составлены так, что вам придется немного подумать над ответом. Поэтому в помощь вам  я приготовила вот такой список, в котором перечислены имена известных писателей. Эти фамилии послужат вам подсказкой для ответа.

 КИПЛИНГ

ГОФМАН

БАРРИ

ПЕРРО

ЛАГЕРЛЕФ

ВОЛКОВ

ОЛЕША

Давайте начнем с известного  писателя, произведения которого вы читали и в раннем детстве и когда стали повзрослее.

 

  1. Чуть больше 300 лет тому назад, в 1697 году, во Франции вышла в свет замечательная книга под названием «Сказки моей матушки Гусыни, или истории и сказки былых времен с поучениями» Книга была посвящена одной из принцесс королевского дома. Входили в нее известные народные сказки, но автор сумел их так пересказать, что это понравилось даже утонченным придворным короля Людовика XIV…  (Ш. Перро)
  2. Писатель, занимавшийся «судьбами барабанщиков», знаток кухонной посуды  вообще и «голубых чашек» в частности. Глубокий пафос его известной сказки заключается в утверждении того, что «нам бы ночь простоять и до утра продержаться», а там до светлого будущего совсем уж рукой подать.             (А.Гайдар)
  3. Английский поэт и прозаик, большую часть жизни проведший в Индии. Считал, что детей необходимо воспитывать в волчьей стае с тем, чтобы они с молоком матери впитывали закон джунглей и таким образом становились людьми.        (Киплинг)
  4. В 1902 году ассоциация учителей Швеции заказала этой писательнице учебник по географии. Но писать учебник она не захотела, а вместо этого сочинила сказку о мальчике, который за его проступок стал ростом с гнома и которому пришлось облететь всю страну, прежде чем снова превратиться в нормального человека…      (Сельма Лагерлеф)
  5. Немецкий писатель, установки которого во многом совпадают с «Житейскими воззрениями кота Мурра». К слову сказать, «Щелкунчик» - это не только балет Чайковского, но и одноименная сказка упомянутого автора.    ( Гофман)

 

Первый этап «Литературной экспертизы» пройден, и я предлагаю немного отдохнуть. А для этого вспомним классика русской литературы А.С.Пушкина. Перед вами старинная шкатулка. Догадайтесь, какой предмет лежит в этой шкатулке, о котором говорилось в одном из произведений Пушкина.

 

 

Орудие убийства, о котором говорится в одной из сказок А.С.Пушкина, внешний вид которого не вызвал вначале ни у кого опасений, но, обладая своей «черной силой» погубил ни в чем не повинных двух сказочных героев.

 

Я

Б

Л

О

К

О


Подождать она хотела

До обеда, не стерпела,

В руки яблочко взяла,

К алым губкам поднесла,

Потихоньку прокусила

И кусочек проглотила…

Вдруг она, моя душа,

Пошатнулась не дыша,

Белы руки опустила

……………………..

Головой на лавку пала

И тиха, недвижна стала…

 

Как звали героя из сказки, который так же пострадал от этого оружия?

 

                                                                       (Собака Соколко)

 

Второй этап «Литературной экспертизы» - «Вопрошалки-отвечалки с приговорочками»

А сейчас мы  проверим, как хорошо вы знаете сказки. Они простые, но с подковыкой. Ваша задача – узнать сказку по описанию и ответить на вопрос. Если вы не сможете ответить на него, вам придется брать нашу приговорочку и выполнять задание.

 

Вопрошалки

  • Сообразительное домашнее животное выводит в люди своего хозяина-простака. Какую обувь предпочитает носить этот зверь?  (Сапоги. Ш.Перро «Кот в сапогах»)
  • Муж обожает свою жену, но из тщеславия сжигает ее скромный наряд. Жену похищает неизвестный. Кто он?  (Кощей Бессмертный, р.н.с. «Царевна-лягушка»)
  • Найдя клад, дама покупает новый бытовой прибор и приглашает множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не захотели помочь хозяйке. Кто ее выручил?  (Комар, К.Чуковский «Муха-цокотуха»)
  • Группа террористов похищает ребенка, оставленного без присмотра. Мальчика приносят к главарю. Кто был главарем этой банды?  (Баба Яга, р.н.с. «Гуси-лебеди»)
  • Некая бедная хозяйка достигла высокого положения и богатства, однако, зазнавшись, оскорбила своего спонсора и вновь обеднела. Какова профессия супруга этой женщины?  (Рыбак, А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
  • Забравшись в чужой дом, некто съедает обед, ломает мебель и вообще устраивает беспорядок. Чей это был дом?  (Трех медведей, р.н.с. «Три медведя»)
  • Молодой человек ищет себе невесту, отвечающую его идеалу. И находит ее тогда, когда уже совсем потерял надежду. Не остаться одиноким помогло юноше одно известное огородное растение. Назовите его. (Горох, Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»)
  • Девушка знатного происхождения обвиняется в колдовстве. Поводом к этому послужило ее странное хобби: ночные прогулки по кладбищу и чрезмерная страсть к вязанию. Из чего вязала обвиняемая?  (Из крапивы, Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди»)
  • В одной стране для устранения личности стали специальной меркой измерять ногу. Кого искали в этой стране? (Золушку, Ш.Перро «Золушка»)
  • Простая работница сельского хозяйства создает изделие из драгоценного металла. Ее хозяева, пожилые супруги, начинают испытывать изделие на прочность. Внезапно появляется некто и разбивает ценное произведение. Кто этот злодей?  (Мышка, р.н.с. «Курочка Ряба»)
  • Фермер вырастил рекордный урожай, но не может справиться с уборкой и приглашает еще пятерых помощников. Кто они? (Бабку, внучку, жучку, кошку и мышку, р.н.с. «Репка»)
  • Некая высокопоставленная женщина выслеживает свою родственницу при помощи специального устройства. Выследив, она отравляет девушку. Умершую помещают в гроб, но впоследствии она оживает. Как звали жениха девушки?  (Елисей, А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
  • Голова, отделенная от тела, сама называет убийцу. Кто он? (Черномор, А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»)
  • Два брата из ревности убивают друг друга. Их престарелый отец хочет сам жениться на красавице и ради этого убивает своего благодетеля. За это злодейство он был наказан мстителем, прилетевшим с неба. Кто это был? (Золотой петушок, А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»)
  • Несколько бездомных находят пустующее здание и поселяются в нем. Однако дом оказался непрочным и был разрушен. Кем?  (Медведем, р.н.с. «Теремок»)
  • Под угрозой расправы гость выселяет хозяина из дома. Друзья хозяина напрасно стараются урезонить захватчика. Только угроза применения холодного оружия заставляет его покинуть дом. Какое это было оружие?  (Коса, р.н.с. «Лиса и заяц»)
  • В какой сказке женщина крайне неопределенных лет, утратившая надежду стать матерью, замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Е.Мартыновым? Одновременно в сказке уделяется внимание вопросам своевременного сбора урожая, пользы изделий из ржаной муки и тому, как в результате бесхозяйственности на ферме молоко утекает реками. (р.н.с. «Гуси-лебеди»)

 

Приговорочки

  • Ставьте ушки на макушки –

Этот фант споет частушки!

  • Чтобы не попасть впросак,

Пришлось смотреть во все глаза.

А теперь закройте глаз

И кукарекните пару раз!

  • Вот и ваш черед играть,

Настало время речь держать.

Расхвалите свою соседку –

Может, даст она вам конфетку.

  • Выпала вам работенка –

Изобразите-ка Вы нам котенка!

  • Не печалься, что отгадку забыл,

А хотим мы, чтоб ты зайчиком был!

  • Поклонитесь, улыбнитесь

И на место свое садитесь

  • В другой раз загадку отгадай,

А сейчас собачкой полай!

  • А ты, дорогой, нам волком повой!
  • Расскажите стихотворение –

Будет Вам ума прибавленье!

  • Чтоб в другой раз глазами не хлопать,

Надо ножками погромче потопать!

 

 

Вот мы и подошли к 3 этапу – «Литературный переводчик»

 

Я предлагаю трем парам проверить себя в роли переводчиков. Каждой паре я выдам зашифрованные названия известного произведения. Ваша задача как можно быстрее найти ключ для расшифровки  и на обороте листа написать название  произведения.

 

«ВZИdHiHJИ – ПRУSХ  ИV  ВУСQE-BRCИE-BMCLE»

                («Вини Пух и все-все-все»)

 

Для разминки предлагаем вам справиться с перевертышами. Да не с простыми, а литературными. Названия известных сказок стали просто неузнаваемыми. Вам нужно восстановить первоначальное название. Пример, сказка «Черные башмачки» превращается в «Красную шапочку». Сказка «Желтая челка» - в сказку «Синяя борода». А как восстановить первоначальное название сказки «Девочка-каланча»? Правильно, «Мальчик-с-пальчик»!

 

А теперь задание посложнее задание:

  • «Лиса и шестеро цыплят»  («Волк и семеро козлят»)
  • «Король под фасолью»   («Принцесса на горошине»)
  • «Падающий деревянный генерал»  («Стойкий оловянный солдатик»)
  • «Бледненький кустик»  («Аленький цветочек»)
  • «Великолепный индюк»    («Гадкий утенок»)
  • «Семь худышек»   («Три толстяка»
  • «Железная отмычка»   («Золотой ключик»)
  • «Пес без босоножек»   («Кот в сапогах»)
  • «Одетый рабочий»  («Голый король»)

 

Итак, наши переводчики готовы назвать произведение? Сдавайте листочки, я посмотрю, что у вас получилось. Звание «Лучшие переводчики  класса» присуждается _____________

 

Чтобы настроится на следующую игру, я предлагаю вам вспомнить одного английского писателя, который по профессии был математиком, но так любил детей, что сочинил сказку, которую любили все детьми и взрослые. Кто-нибудь догадался, о ком я говорю? Конечно, это – Льюис Кэрролл. Он придумал игру, которая называется словесные цепочки. В эту игру я предлагаю поиграть нам, потому что она поможет настроить наш мозг на творческую, серьезную работу.

 

Заменяя одну букву, вам предстоит одно слово превратить в совершенно другое.

 

П

И

Р

О

Г

 

.

 

 

 

 

 

 

 

.

Г

О

Р

О

Х

 

         ПИРОГ – ПОРОГ – ПОРОХ – ГОРОХ

 

К

О

Н

Ь

 

 

.

 

 

 

 

.

К

О

З

А

 

                КОНЬ – КОРЬ – КОРА – КОЗА

 

 

К

О

З

А

 

 

.

 

 

.

 

 

Л

И

С

А

 

                 КОЗА – КОРА – КИСА – ЛИСА

 

В течение всей своей жизни человек очень часто сталкиваемся со стихами. Пока вы учитесь, вам приходится учить много стихов. Став постарше, некоторые из вас сами станут писать стихи.  Поэтому  конкурс, который мы предлагаем вашему вниманию, называется «ПОЭТИЧЕСКИЕ ПЕРЛЫ»

 

Вы когда-нибудь слышали об игре буриме? Нет? Тогда вам предстоит впервые для вас испытать свою память с помощью ее. Буриме очень проста – необходимо по заданной рифме вспомнить известное стихотворение. Для примера я предлагаю рифму известного детского стихотворения. Вспомните его и расскажите нам!

 

 ПЛАЧЕТ                    Наша Таня громко плачет.

 МЯЧИК                     Уронила в речку мячик.

 НЕ ПЛАЧЬ                Тише, Танечка, не плачь,

 МЯЧ                           Не утонет в речке мяч

                                                                  (Барто)

 

ТОРЖЕСТВУЯ          Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

ПУТЬ                          На дровнях обновляет путь.

ПОЧУЯ                       Его лошадка, снег почуя,

КАК-НИБУДЬ           Плетется рысью как-нибудь

                                                                  (Пушкин)

 

НАГОНЯЯ                 Вот север, тучи нагоняя,

САМА                        Дохнул, завыл – и вот сама

ЗИМА                         Идет волшебница зима.

                                                                 (Пушкин)

 

ПОРУ                          …Однажды, в студеную зимнюю пору,

МОРОЗ                       Я из лесу вышел; был сильный мороз.

В ГОРУ                       Гляжу, поднимается медленно в гору

ВОЗ                             Лошадка, везущая хворосту воз.

                                                                  (Некрасов «Мужичок с ноготок»)

 

ЧУДЕСНЫЙ              Мороз и солнце; день чудесный!

ПРЕЛЕСТНЫЙ          Еще ты дремлешь, друг прелестный, -

ПРОСНИСЬ               Пора, красавица, проснись:

ВЗОРЫ                       Открой сомкнуты негой взоры,

АВРОРЫ                    Навстречу северной Авроры

ЯВИСЬ                       Звездою северной явись!

                                                                   (Пушкин «Зимнее утро»)

 

Последний наш конкурс называется «ЛИТЕРАТУРНЫЙ АУКЦИОН».

Что такое аукцион, я думаю вам известно. На аукционах одни продают, другие покупают, устанавливая свою цену. У нас тоже будет аукцион. Только продавать мы ничего не будем. Вы сейчас будете вспоминать книги и их авторов, которые изучали в школе (кроме стихов). Тот, кто последним назовет автора и его книгу - становится победителем литературного аукциона.

 Составитель – О.А.Павленко,

заведующая библиотекой «Малая Герценка»

13 Августа 2014
el@ekmob.ru
629779318
el@ekmob.ru
Виртуальная справка Viber +79920056022 Telegram +79920056022 WhatsApp +79920056022
ok inst youtube vk

Управление культуры Администрации г.Екатеринбурга

Портал гос. услуг РФ