«В веселом вихре бала…»

«В веселом вихре бала…»

«В веселом вихре бала…»

Бал-маскарад героев лермонтовских произведений.

 

Звучит вальс А. Хачатуряна к драме М. Лермонтова «Маскарад».

 

Ведущие -  Нина и Арбенин -  исполняют вальс.

НИНА:

Как новый вальс хорош! В каком-то упоенье кружилась я быстрей — И чудное стремленье Меня и мысль мою Невольно мчало вдаль...

АРБЕНИН:

Куда же вдаль?

НИНА:

В век двадцать первый, Где Лермонтова помнят, любят, чтут. И посмотри, на празднике у нас, На бале, в честь его же юбилея Гостей уж полон зал!

АРБЕНИН:

Таких гостей у нас Я раньше не видал.

И маски эти Мне вовсе не знакомы.

НИНА:

Ну, конечно,

Я представлю их тебе, Евгений. Сегодня ж необычный бал — Бал-маскарад героев Лермонтовских произведений. Так и хочется процитировать великого поэта…

И в залу высыпали все.

И бал блестит во всей красе…

 

АРБЕНИН (смотрит в зал, видит Лермонтова):

Так здесь и сам поэт.

И как всегда, он в обществе скучает.

 

Сцена из драмы К. Паустовского «Поручик Лермонтов».

 

Лермонтов стоит с князем Вяземским, мимо проходит Дама  под руку с Генералом. Они останавливаются.

ДАМА: Кто этот хмурый гусар, что ни с кем не танцует?

ГЕНЕРАЛ: Это Лермонтов, матушка. Где ему танцевать? Должно быть, готовит на нас эпиграмму.

ДАМА: Не тот уж свет. Ни ласки, ни улыбки. (Проходят.)

ВЯЗЕМСКИЙ: Вы больны, Михаил Юрьевич?

ЛЕРМОНТОВ: Да, пожалуй. Тоска.

ВЯЗЕМСКИЙ: К чему же вас тянет?

ЛЕРМОНТОВ: К дружеской беседе. К тому, чтобы побродить с вами по Летнему саду и поспорить о Фаусте. К стопке чистой бумаги...

(Подходит Одоевский.)

ОДОЕВСКИЙ: Скажите, Михаил Юрьевич, с кого вы списали Демона?

ЛЕРМОНТОВ (шутливо): С самого себя, князь, неужели не узнали?

(Звучит ария Демона из оперы А. Рубинштейна «Демон». 1-2 минуты, затем звук приглушается и на фоне музыки продолжается действие.)

ОДОЕВСКИЙ (недоверчиво): Но вы не похожи на такого страшного протестанта и мрачного соблазнителя.

ЛЕРМОНТОВ: Поверьте, князь (смеется), я еще хуже моего Демона.

И гордый Демон не отстанет, Пока живу я, от меня, И ум мой озарять он станет Лучом чудесного огня; Покажет образ совершенства И вдруг отнимет навсегда. И дав предчувствие блаженства, Не даст мне счастья никогда.

 

НИНА:

Таков поэт: чуть мысль блеснула, Как он пером своим прольет Всю душу звуком громкой лиры

АРБЕНИН:

Не знает он еще,

Что суждено ему,         .

Не перешагнув и двадцать седьмую Жизненную дату, Пройти из века в век В своих картинах и стихах, В поэмах, драмах, песнях и романсах.

 

исполняется романс «Мне грустно» 

 

НИНА: Природа была щедра к Лермонтову: поэт, прозаик, драматург, художник, музыкант. В 21 год он написал драму «Маскарад».

 

Танец «Полонез», мастер-класс , танцуют все желающие.

 

Разыгрывается отрывок из драмы «Маскарад»

 

выходят Маски - Арбенин , затем князь Звездич.

АРБЕНИН:

Напрасно я ищу повсюду

развлеченья, Пестреет и жужжит толпа

передо мной... Но сердце холодно, и спит

воображенье: Они все чужды мне, и я им

всем чужой!

(К Арбенину подходит Князь Звездич, зевает.)

Вот нынешнее поколенье.

И то ль я был в его лета, как погляжу?

(Обращается к Князю Звездичу.)

Что, Князь? Не набрели еще на приключенье?

КНЯЗЬ ЗВЕЗДИЧ:

Как быть, я целый час хожу!

АРБЕНИН:

А вы желаете, чтоб счастье вас ловило? Затея новая... пустить бы надо в свет.

КНЯЗЬ ЗВЕЗДИЧ:

Все маски глупые...

АРБЕНИН:

Да маски глупой нет

Молчит... таинственна, заговорит...

так мило. Вы можете придать ее словам Улыбку, взор, какие вам угодно... Вот, например, взгляните там —

 

Как выступает благородно Высокая турчанка… как полна, Как дышит грудь ее и страстно

и свободно! Вы знаете ли, кто она? Быть может, гордая княгиня иль

графиня. Диана в обшестве... Венера

в маскараде, И также может быть, что эта же краса К вам завтра вечером придет

на полчаса В обоих случаях вы, право, не внакладе.

(Во время следующей реплики Князя Звездича к нему идет Женская маска.)

КНЯЗЬ ЗВЕЗДИЧ:

Все так, — рассказывать легко... Однако же я все еще зеваю. Но вот идет одна... дай, господи!

(Женская маска останавливается и ударяет Князя Звездича веером по плечу.)

ЖЕНСКАЯ МАСКА:

Я знаю... тебя!

КНЯЗЬ ЗВЕЗДИЧ:

И. видно, очень коротко.

ЖЕНСКАЯ МАСКА:

О чем ты размышлял — и это мне

известно.

КНЯЗЬ ЗВЕЗДИЧ:

А в этом случае ты счастливей меня.

(Заглядывает под маску.)

Но если не ошибся я,

То ротик у нее прелестный.

ЖЕНСКАЯ МАСКА:

Я нравлюся тебе, тем хуже.

КНЯЗЬ ЗВЕЗДИЧ:

Для кого?

ЖЕНСКАЯ МАСКА:

Для одного из нас.

КНЯЗЬ ЗВЕЗДИЧ:

Не вижу, отчего?

Ты предсказаньем меня не испугаешь.

И я, хоть очень не хитер.

Но узнаю, кто ты...

ЖЕНСКАЯ МАСКА:

Так, стало быть, ты знаешь, Чем кончится наш разговор?

КНЯЗЬ ЗВЕЗДИЧ:

Поговорим и разойдемся.

ЖЕНСКАЯ МАСКА:

Право?

КНЯЗЬ ЗВЕЗДИЧ:

Налево — ты, а я — направо...

ЖЕНСКАЯ МАСКА:

Но ежели я здесь нарочно с целью той, Чтоб видеться и говорить с тобой:

Но если я скажу, что через час ты будешь Мне клясться, что вовек меня не

позабудешь, Что будешь рад отдать мне жизнь

свою в тот миг, Когда я улечу, как призрак,

без названья, Чтоб услыхать из уст моих Одно лишь слово: до свиданья!..

КНЯЗЬ ЗВЕЗДИЧ:

Ты маска умная, а тратишь много слов! Коль знаешь ты меня, скажи, кто

я таков?

ЖЕНСКАЯ МАСКА:

Ты! Бесхарактерный,

безнравственный, безбожный, Самолюбивый, злой, но слабый

человек; В тебе одном весь отразился век, Век нынешний, блестящий,

но ничтожный. Наполнить хочешь жизнь,

а бегаешь страстей. Все хочешь ты иметь, а жертвовать

не знаешь; Людей без гордости и сердца

презираешь, А сам игрушка тех людей. О! знаю я тебя...

КНЯЗЬ ЗВЕЗДИЧ:

Мне это очень лестно.

ЖЕНСКАЯ МАСКА:

Ты сделал много зла.

КНЯЗЬ ЗВЕЗДИЧ:

Невольно, может быть.

ЖЕНСКАЯ МАСКА:

Кто знает! Только мне известно,

Что женщине тебя не надобно любить.

КНЯЗЬ ЗВЕЗДИЧ:

Я не ищу любви.

ЖЕНСКАЯ МАСКА:

Искать ты не умеешь.

КНЯЗЬ ЗВЕЗДИЧ:

Скорей, устал искать.

ЖЕНСКАЯ МАСКА:

Но если пред тобой

Она появится и скажет вдруг ты мой!

Ужель бесчувственным остаться ты

посмеешь?

КНЯЗЬ ЗВЕЗДИЧ:

Но кто ж она?.. Конечно, идеал.

ЖЕНСКАЯ МАСКА:

Нет, женщина... а дальше что за дело.

КНЯЗЬ ЗВЕЗДИЧ:

Но покажи ее, пусть явится мне смело.

ЖЕНСКАЯ МАСКА:

Ты хочешь многого — обдумай,

что сказал!

(Некоторое молчание.)

Она не требует ни вздохов,

ни признанья, Ни слез, ни просьб, ни пламенных

речей... Но клятву дай оставить все

старанья  Разведать — кто она... и обо всем Молчать...

КНЯЗЬ ЗВЕЗДИЧ:

Клянусь землей и небесами И честию моей.

ЖЕНСКАЯ МАСКА:

Смотри ж, теперь пойдем!

И помни, шуток нет меж нами.

(Князь Звездич берет под руку Женскую маску, они уходят.

 

Звучит вальс из экранизации повести А. С. Пушкина «Метель».

 

АРБЕНИН: В день смерти Александра Сергеевича Пушкина стало широко известно имя другого великого русского поэта. Это был корнет гусарского полка Михаил Лермонтов. Его стихотворение «Смерть поэта» всколыхнуло всю Россию. Последствия не заставили себя ждать: в 22 года поэт из светских салонов попадает на Кавказ в действующую армию, 

 НИНА: Много дней опальный поэт проводил в странствиях по Кавказу от Тифлиса до Тамани. Кавказ вошел в его душу как вторая родина, как край вольности, суровой и свободной поэзии.

АРБЕНИН: прошел год ссылки, поэт вернулся в Москву, потом заехал в Тарханы, отправился в Санкт-Петербург, пользуясь вниманием общества.

 

Танец «Вальс», мастер-класс, танцуют все желающие

 

ЛЕРМОНТОВ:

И вот — Петербург... Увы!

Как скучен этот город

С его туманом и водой!

Куда ни глянешь — красный ворот,

Как шиш, торчит перед тобой.

Нет милых сплетен — все сурово.

Закон сидит на лбу людей.

Все удивительно и ново —

И нет непошлых новостей!

(К Лермонтову подходит Барант.)

БАРАНТ: До меня дошли слухи» что вы, господин Лермонтов, распространяете обо мне порочащие мою честь эпиграммы.

ЛЕРМОНТОВ: Верить сплетням — удел неумных женщин, я считаю даже излишним вступать с вами в объяснения по такому вздору. В конце концов, это становится скучным.

БАРАНТ: Вы поступаете неблагородно. Советую вам взять свои слова обратно.

ЛЕРМОНТОВ: Я не нуждаюсь в ваших советах, сударь.

БАРАНТ (вспыхивая): Если бы я был во Франции, я бы знал, как поступить с вами.

ЛЕРМОНТОВ: В России правила чести соблюдаются так же строго, как и во Франции.

БАРАНТ: Однако вы пользуетесь тем, что находитесь в стране, где дуэли запрещены.

ЛЕРМОНТОВ: Это ничего не значит, сударь. Я к вашим услугам. Сегодня же я пришлю к вам моего секунданта.

БАРАНТ: Но мы будем драться на шпагах.

ЛЕРМОНТОВ: Как угодно. Пистолеты вернее и решительнее кончают дело. Я предпочел бы пистолеты, но выбор оружия принадлежит вам.

(Кланяются друг другу и расходятся).

 

АРБЕНИН: За эту дуэль он опять уехал в ссылку на Кавказ. Здесь жили его герои... Над ними витал дух его Демона.

Выходит Демон и читает отрывок из поэмы «Демон»

 

НИНА: Господа, давайте послушаем о Лермонтове как о незаурядной творческой натуре.

 

Выступление «Лермонтов - музыкант, художник, знаток многих языков»

 

Выступления желающих: стихи, романсы  на стихи Лермонтова, используются записи  «Белеет парус одинокий», «Выхожу один я на дорогу», «Я вас люблю и не люблю», «Расстались мы, но твой портрет…»

 

АРБЕНИН:  Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека — грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. 

НИНА: Кто-то считал его жестким, кто-то отмечал его необычайную душевную тонкость, кого-то он раздражал, для кого-то был кумиром… Он разный, потому что он  гений!

АРБЕНИН: А гений остается современным во все века.

 

(Вновь звучит вальс Хачатуряна)

 

20 Октября 2014
el@ekmob.ru
629779318
el@ekmob.ru
Виртуальная справка Viber +79920056022 Telegram +79920056022 WhatsApp +79920056022
ok inst youtube vk

Управление культуры Администрации г.Екатеринбурга

Портал гос. услуг РФ