Один среди людского шума…

Один среди людского шума…

Победитель конкурса среди библиотек Свердловской области

на лучшую организацию работы,

посвященной 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

Номинация: «Сценарии»

В 2014 году отмечается 200-летие со дня рождения великого русского поэта М. Ю. Лермонтова. На фоне снижения интереса школьников к художественной литературе вообще,  и к творчеству Лермонтова в частности,  эта дата имеет особое значение, так как появляется возможность ещё раз напомнить обучающимся о наследии гениального поэта. Использование данной беседы направлено на развитие интереса школьников к судьбе Лермонтова и его произведениям. 

Использование медиа ресурсов и современных интерпретаций произведений поэта  позволит  школьникам эмоционально воспринять значение, смысл, содержание творчества, а так же раскрыть важные вопросы и проблемы действительности времени поэта, вместе с тем поднимает вневременные ценности и проблемы.

 

Цель:   Привлечение внимания молодежи к  жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова.

 

Задачи:

  • привить интерес к русской классической литературе,
  • продолжить знакомство с личностью и поэзией М.Ю. Лермонтова;
  • нацелить учащихся на понимание основных тем творчества поэта;
  • показать актуальность содержания произведений Лермонтова через современные интерпретации его творчества
  • развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся.

 

Целевые группы: – учащиеся VIII- IX классов общеобразовательных учреждений  Орджоникидзевского района.

 

Конечные результаты, полученный эффект, перспективы использования:

-        Повышение у учащихся  интереса к  творчеству М.Ю. Лермонтова;

-        Использование медиа ресурсов и современных интерпретаций позволит  школьникам эмоционально воспринять значение, смысл, содержание творчества  М.Ю. Лермонтова

 

Автор: Фролова Мария Сергеевна – библиотекарь библиотеки им. Горького МБУК МОБ Екатеринбурга,

338-38-97 , media@r66.ru

«Один, среди людского шума…»

к 200-летию М. Ю. Лермонтова

(Беседа сопровождается показом слайдов, а также аудио- и видеозаписями)

 

Слайд №1 Заголовок презентации

1 Ведущий: Лермонтов прожил не очень долгую, но насыщенную взлетами вдохновения и горечью разочарований жизнь. Она была подобна проблеску молнии на грозовом небе.

Среди великих писателей XIX века, он умер самым молодым, в возрасте 26 лет. Поэтому среди портретов зрелых писателей, что смотрят на нас со страниц учебников, Лермонтов видится прямо таки юношей. Однако взгляд его вовсе не юношеский.

Слайд №2 Портрет М.Ю. Лермонтова 

2 Ведущий: «Один единственный человек в русской литературе, до конца не смирившийся», «Каин русской литературы», - писал о нем Д.С. Мережковский в 1908г. в очерке «М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества». Лермонтов и сегодня остается  «безусловно, одной из самых сложных, противоречивых фигур в русской литературе»,- пишут о нем и в ХХI веке. 

Талант М.Ю. Лермонтова был многогранен. Неоспорим поэтический гений Лермонтова. Поражала и его музыкальность, он играл на скрипке и фортепиано. И поэзия Лермонтова музыкальна. Около 800 композиторов написали музыку на его стихи.

 1 Ведущий: Лермонтов был наделен также даром живописца. Он мог бы стать большим художником, если бы занимался живописью и графикой профессионально. Лермонтову – прозаику и Лермонтову – поэту часто помогал его дар художника. Он прекрасно «видел» мир и умел передать игру красок, света и тени как кистью – в своих рисунках, так и словом в своих литературных произведениях.

 2 Ведущий: Основателем рода Лермонтовых был шотландец Георг Лермонт. Во время войны 1613 года он сражался на стороне Польши, но вскоре вместе с целой ротой перешел на сторону русских. В России он стал обучать рейторскому делу (особому роду конных войск) живших в Москве немцев. В 1621году Михаил Федорович Романов пожаловал Георгу Лермонту (в России он стал Юрием) титул дворянина и земли в Заболоцкой волости. Во втором поколении русские Лермонты приняли православие, а в третьем - обрели русский вариант фамилии Лермонтовы. Впоследствии Михаил Юрьевич называет Шотландию «своей».

Слайд №3 Ю. П. Лермонтов (1787—1831 гг.), отец поэта

 1 Ведущий: В поколениях, ближайших ко времени поэта, род Лермонтовых считался уже захудалым; отец его, Юрий Петрович, был пехотный капитан в отставке. По словам близко знавших его людей, это был замечательный красавец, с доброй и отзывчивой душой, но крайне легкомысленный и несдержанный.

Слайд №4 М. М. Лермонтова, мать М. Ю. Лермонтова

Юрий Петрович был небогат, однако обладал красотой и столичным лоском. Что и пленило единственную дочь Арсеньеву Марию Михайловну, и, несмотря на протесты гордой матери против «мезальянса», неравного брака, Мария стала женой Лермонтова. Поженившись, они переехали в Москву, где в 1814 году и родился их сын, будущий великий поэт.

Слайд №5 М. Ю. Лермонтов в возрасте 3-4 лет

2  Ведущий: После свадьбы и рождения сына семья жила в Тарханах Пензенской губернии. Е.А. Арсеньева была недовольна браком дочери, семейная жизнь родителей поэта не была счастливой. Постоянно болея, мать Лермонтова умерла весною 1817.

Слайд №6 Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка М. Ю. Лермонтова

Бабушка Лермонтова,  перенесла на внука всю свою любовь к умершей дочери, враждебное отношение к его отцу лишь усилилось. Вражда эта длилась до самой его смерти: уже на 9-й день после кончины жены Юрий Петрович вынужден был покинуть сына и уехать в свое поместье. Он лишь изредка появлялся в доме Арсеньевой, каждый раз пугая ее своим намерением забрать сына к себе. До самой смерти его длилась эта взаимная вражда, и ребенку она причинила очень много страданий.

 1 Ведущий: Арсеньева даже составила специальное завещание:

«Завещаю и предоставляю по смерти моей ему, родному внуку моему М.Ю.Лермонтову, принадлежащее мне движимое и недвижимое имение, однако, ежели оной внук мой будет до времени совершеннолетнего его возраста находиться при мне, на моем воспитании и попечении. Ежели отец внука моего истребовает, то я, Арсеньева, все имение предоставляю в род мой Столыпиных».

Лермонтов сознавал всю неестественность своего положения, и все время мучился в колебаниях между отцом и бабушкой.

Слайд №7  М. Ю. Лермонтов в возрасте 6-8 лет

2 Ведущий: Арсеньева переехала вместе с внуком в имение «Тарханы», Пензенской губернии. Окруженный любовью и заботами, он уже в ранние годы не знает радости и погружается в собственный мир мечты и грусти. Здесь сказывалось, быть может, и влияние перенесенной им тяжелой болезни, которая надолго приковала его к постели и приучила к одиночеству. Уже теперь намечается в Лермонтове распад между миром затаенных грез и миром повседневной жизни. Он чувствует себя отчужденным среди людей и в то же время жаждет «родной души», такой же одинокой. 

 1 Ведущий: Для бабушки ее ненаглядный внучек Мишенька был самым дорогим человеком на свете. Рано овдовевшая Елизавета Алексеевна пережила большую трагедию, похоронив еще совсем молодую единственную дочь, мать Миши. И с тех пор она живет ради внука.

Мальчиком десяти лет бабушка повезла его на Кавказ, на воды; здесь он встретил девочку лет девяти — и в первый раз у него проснулось необыкновенно глубокое чувство, оставившее память на всю жизнь, но сначала для него неясное и неразгаданное.

Первая любовь неразрывно слилась с подавляющими впечатлениями Кавказа. «Горы кавказские для меня священны», — писал Лермонтов; они объединили всё дорогое, что жило в душе поэта-ребёнка.

  2 Ведущий: Кавказ надолго останется в памяти поэта и отразится в лирических строках и художественных картинах. Своё первое восхищение красотой Кавказа Лермонтов передаст в детском рисунке акварелью, подписанном на французском языке «М.Л. 1825 год. 13 июня. На Горячих водах». Горы на рисунке по силуэту напоминают Бештау и Машук, у их подножия огромное озеро и лодка под парусом. Символично, что именно у одной из этих гор встретит свой последний час великий поэт. 

Слайд №8 Кавказский пейзаж с озером, детский рисунок Лермонтова из альбома

1 Ведущий: С осени 1825 года начинаются более или менее постоянные учебные занятия Лермонтова, но выбор учителей — француз Капэ и бежавший из Турции грек — был неудачен. Тем не менее, имея в Тарханах прекрасную библиотеку, Лермонтов, пристрастившийся к чтению, занимался под руководством учителей самообразованием и овладел не только европейскими языками (английских, немецких и французских писателей он читал в оригиналах), но и прекрасно изучил европейскую культуру и литературу.

Пятнадцатилетним мальчиком он сожалеет, что не слыхал в детстве русских народных сказок: «в них, верно, больше поэзии, чем во всей французской словесности». Его пленяют загадочные, но мужественные образы отверженных человеческим обществом — «корсаров», «преступников», «пленников», «узников».

 2 Ведущий: В последнее время домашнего обучения Миша не расставался с книгами. Он без конца перечитывал «Кавказского пленника» Пушкина, «Шильонского узника» Байрона. Получив в подарок от бабушки толстый альбом, Миша стал переписывать в него любимые поэмы.

Из-за бабушкиного завещания Михаил редко виделся с отцом, однако сохранил о нем теплые воспоминания. Михаил Юрьевич был на похоронах отца, о чем упоминает в своем стихотворении «Эпитафия».

Ведущий читает стих «Эпитафия»

Слайд №9 Московский университетский благородный пансион.

1 Ведущий:  В 1828 г. когда бабушка повезла Лермонтова  в Москву. Миша блестяще сдал вступительные экзамены в Московский университетский Благородный пансион и пробыл в нем около двух лет. Он легко вошел в пансионскую жизнь. Среди новых товарищей он прослыл шутником и остроумцем, а также силачом.

В пансионе процветал вкус к литературе; как и раньше, учениками составлялись рукописные журналы; в одном из них – «Утренней Заре» - Лермонтов был главным сотрудником и поместил свою первую поэму - "Индианка". Из русских писателей на него влияет сильнее всего Пушкин, пред которым он преклонялся всю свою жизнь, а из иностранных - Шиллером, особенно своими первыми трагедиями. Его гнетет печальное одиночество. Грезы его «удручены ношею обманов»; он живет, «не веря ничему и ничего не признавая».

 2 Ведущий: В этих излияниях, конечно, немало преувеличений, но в их основе, несомненно, лежит духовный разлад с окружающей жизнью. К 1829 г. относятся первый очерк «Демона» и стихотворение «Монолог»; в обоих вылилось очень ярко это тяжелое настроение. В первом поэт отказывается от "нежных и веселых песней", сравнивает свою жизнь со «скучным осенним днем», рисует измученную душу демона, живущего без веры, без упований, ко всему на свете относящегося с равнодушием и презрением. В «Монологе» мрачными красками изображаются захудалые «дети севера», их душевная тоска, пасмурная жизнь без любви и дружбы сладкой.

Видеозапись №1 «Демон» стихи М.Ю.Лермонтова, исполнитель Unreal, видеоряд из сериала «Шерлок».

 1 Ведущий: Весною 1830 г. Благородный пансион преобразовывается в гимназию, и Лермонтов оставляет его. Лето он проводит в Середникове, подмосковном имении брата бабушки, Столыпина. Недалеко от Середникова жили его московские знакомые барышни, А. Верещагина и ее подруга Е. Сушкова, «черноокая» красавица, в которую Лермонтов возмечтал себя серьезно влюбленным.

Слайд №10  Екатерина Александровна Сушкова (в замужестве Хвостова)

В записках Сушковой Лермонтов рисуется невзрачным, неуклюжим, косолапым мальчиком, с красными, но умными выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно-насмешливой улыбой. Кокетничая с Лермонтовым, Сушкова в то же время беспощадно над ним издевалась. В ответ на его чувства ему предлагали «волан или веревочку, угощали булочками с начинкой из опилок».

Видеозапись №2 «Нищий» стихи М.Ю.Лермонтова, читает М. Лангерман.

2 Ведущий: Когда они встретились вновь при совершенно иной обстановке, уже в 1834 году, Лермонтов отомстил Сушковой очень зло и жестоко. Изобразив влюбленность в Екатерину Александровну, Лермонтов повел с нею расчетливую игру. Не понимая этого, Сушкова, по ее словам, действительно в него влюбилась. Позднее, объясняя свой отказ от «верного счастья» со своим тогдашним женихом, Алексеем Лопухиным, она писала:

«Но я безрассудная была в чаду, в угаре от его [Лермонтова] рукопожатий, нежных слов и страстных взглядов… как было не вскружиться моей бедной голове!»

1  Ведущий: Позже, весной 1835 г.  Лермонтов в письме к Верещагиной рассказал о ходе своей интрижки с Сушковой, заключив повествование так:

«Теперь я не пишу романов — я их делаю. — Итак, вы видите, что я хорошо отомстил за слезы, которые кокетство mlle S. заставило меня пролить 5 лет назад; о! Но мы все-таки еще не рассчитались: она заставила страдать сердце ребенка, а я только помучил самолюбие старой кокетки».

В стремительно-короткой жизни поэта Лермонтова было множество любовных увлечений, как мимолетных, так и сильных привязанностей. Но любовь к Вареньке Лопухиной, несмотря на многие увлечения, оставалась в его сердце неизменной.

Слайд №11 Варвара Лопухина-Бахметева. Акварель М. Ю. Лермонтова

 2 Ведущий: В 1828 году бабушка поэта, Елизавета Арсеньева, привезла своего ненаглядного внука Мишеля, подающего большие надежды, в Москву — чтобы подготовить к поступлению в университетский пансионат. Они поселились на Малой Молчановке. Поблизости жила семья Лопухиных: отец с сыном Алексеем и тремя миловидными дочерьми — Марией, Варварой, Елизаветой. Все они вместе дружили и виделись практически каждый день. Особенно дружен был Лермонтов с Машей и Варенькой. Первая навсегда останется его хорошим другом, а вторая станет впоследствии объектом пылкой любви.

1  Ведущий: Как писал в своих воспоминаниях близкий родственник и друг Лермонтова Аким Павлович Шан-Гирей, Варенька была «натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная». Она нравилась многим: тонкие черты лица, большие задумчивые глаза, в омуте которых можно было утонуть, и взгляд, ничего общего не имевший с томным... но такой манящий. Этот образ стал для Лермонтова эталоном красоты. И во многих произведениях он, вольно или невольно, описывает его. Как, например, в этом стихотворении:

Ведущий читает стих «Она не гордой красотою…»

2 Ведущий: Даже родинка над бровью, по поводу которой некорректно подшучивали сверстники, казалась Лермонтову лучшей в мире. По сравнению с объектом своей любви, юный Лермонтов считал себя некрасивым, недостойным, блеклым и неинтересным. К тому же Варенька была доброй, мягкой и отзывчивой. Ее спокойный характер являлся полной противоположностью пылкому, порывистому и временами несдержанному Лермонтову, который иногда считал, что у него нет и не может быть шансов...

Между тем молчание Лермонтова заставило Варвару Александровну, вероятно, под влиянием родителей в 1835 году выйти замуж за Н.Ф.Бахметева, человека не молодого. Лермонтов тяжело пережил эту, по его мнению, измену любимой женщины, и горечь утраченной любви надолго окрасила его творчество. Последний раз они видятся в 1838г.

 1 Ведущий: Михаил Лермонтов, несмотря на все свои иные увлечения, так и не смог смириться с тем, что Варенька дала обет верности другому, что Она вдруг стала Варварой Бахметевой.

С именем Лопухиной связано стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю» (1841). Эти строки стали впоследствии романсом.

Аудиозапись №1 «Нет, не тебя так пылко я люблю...» стихи М.Ю.Лермонтова, исполнители: Л.Казакова, Т.Бикова.

            Однако вернемся ко времени обучения Лермонтова в пансионе.

Слайд №12 Джордж Г. Байрон

2  Ведущий: В это же лето возникает серьезный интерес Лермонтова к личности и поэзии «огромного» Байрона, которого поэт всю жизнь свою «достигнуть бы хотел». Ему отрадно думать, что у них «одна душа, одни и те же муки»; ему страстно хочется, чтобы и «одинаков был удел». С самого начала здесь скорее ощущение родственности двух мятежных душ, чем то, что разумеют обыкновенно под влиянием.

Видеозапись №3 «Нет, я не Байрон...» стихи М.Ю.Лермонтова, читает М. Казаков.

Поэт-избранник, противостоящий «толпе», — вот кем мыслит себя Лермонтов, вслед за своими кумирами Пушкиным и Байроном. Лермонтов и не подозревал, что они с Байроном были родственниками.

Слайд №13 Московский университет

1 Ведущий: Осенью 1830 Лермонтов поступает в Московский университет на «нравственно-политическое отделение». Университетское преподавание того времени мало способствовало умственному развитию молодежи. Профессора читали лекции по чужим руководствам, находя, что «умнее не сделаешься, хотя и напишешь свое собственное».

Поскольку юный поэт отличался дерзостью, преподаватели отомстили ему на экзаменах, которые он завалил. Поэт не захотел остаться на второй год, на том же курсе и переехал в Петербург, вместе с бабушкой.

 2 Ведущий: Лермонтов рассчитывал поступить в Петербургский университет на второй курс и, проучившись два года, выйти, наконец, на свободу, начать жизнь литератора. Однако, так как он не сдавал экзаменов в Москве за свой первый курс, ему предложили начать все сначала. От этого Лермонтов пришел в бешенство. Его планы рушились. Он буквально восстал против университета.

 1 Ведущий: По совету своего друга Столыпина он решил поступить в школу гвардейских юнкеров и подпрапорщиков, куда и был зачислен приказом от 10 ноября 1832 г., «сначала унтер-офицером, потом юнкером». Почти в одно время с ним поступил в школу и его будущий убийца, Н.С. Мартынов, в биографических записках которого поэт-юнкер рисуется как юноша, «настолько превосходивший своим умственным развитием всех других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно. Он поступил в школу, по словам Мартынова, уже человеком, много читал, много передумал; другие еще вглядывались в жизнь, он уже изучил ее со всех сторон. Годами он был не старше других, но опытом и воззрением на людей далеко оставлял их за собою». Лермонтов пробыл в школе «два страшных года», как он сам выражается.

  2 Ведущий: В часы раздумья, скрывая свои серьезные литературные замыслы даже от друзей, поэт «уходил в отдаленные классные комнаты, по вечерам пустые, и там один просиживал долго и писал до поздней ночи». 

Слайд №14 М. Ю. Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка.

В одном письме того времени Лермонтов писал:

 «До сих пор я предназначал себя для литературного поприща, и вдруг становлюсь военным. Быть может, это кратчайший путь, и если он не приведет меня к моей первоначальной цели, то, возможно, приведет к конечной цели всего существующего. Умереть с пулей в груди стоит медленной агонии старца; поэтому, если начнется война, клянусь вам Богом, что везде буду впереди».

 1 Ведущий: Окончив в ноябре 1834 г. школу в звании корнета, лейб-гвардии, Лермонтов был приписан к гусарскому полку, расположенному в Царском Селе.

Слайд №15 «Светская сцена» рисунок М. Ю. Лермонтова

Образ жизни его мало чем отличается от прежнего: Лермонтов ведет активную светскую жизнь, становится душой компании, проводит много времени с друзьями, флиртует с женщинами, разбивая их сердца. В светском и офицерском кругах его уже знали как поэта, а в 1835 г. его произведение впервые появилось в печати.

Слайд №16 Смерть Пушкина (Белюкин Д.)

В 1837 году погиб на дуэли Александр Сергеевич Пушкин. Волею судеб именно его смерть показала Лермонтова русскому обществу во всей мощи его таланта. Негодование охватило поэта, и он излил его на бумагу.

Видеозапись №4 «Смерть поэта» стихи М.Ю.Лермонтова, читает М. Казаков

2 Ведущий: Стихотворение было понято как «воззвание к революции»; началось дело, и уже через несколько дней (25 февраля), по Высочайшему повелению, Лермонтов был переведен в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. Лермонтов отправлялся в изгнание, сопровождаемый общими сочувствиями; на него смотрели как на жертву, невинно пострадавшую.

Слайд №17 М. Ю. Лермонтов в сюртуке Тенгинского пехотного полка.

Кавказ стал поэтической родиной Лермонтова. Там, под пулями, в дыму сражений создаются его лучшие стихотворения, поэмы, первый в русской литературе реалистический роман в прозе «Герой нашего времени». Его творения становятся известными широкой общественности.

Слайд №18 «Крестовая гора» рисунок М. Ю. Лермонтова

1 Ведущий: Именно в это время была написана из лучших живописных работ Лермонтова «Крестовая гора» написана под сильными впечатлениями от увиденного им на Кавказе. Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 года. Вот как описывает свои впечатления Лермонтов в письме своему другу С. Раевскому:

«Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и, право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам; хандра к чёрту, сердце бьётся, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту: так сидел бы да смотрел целую жизнь».

 2 Ведущий: Благодаря связям бабушки, 11 октября 1837 его переводят в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, в Новгород, а 9 апреля 1838 - в свой прежний лейб-гвардии Гусарский полк.

Вернувшись из первой ссылки, Лермонтов привёз массу новых поэтических произведений. После «Смерти поэта» он стал одним из самых популярных писателей в России, да и в свете его теперь воспринимают совсем иначе. Лермонтов играет в нем роль «льва»; за ним ухаживают все салонные дамы: «любительницы знаменитостей и героев».

 1 Ведущий: Он вошёл в круг пушкинских друзей и начинает печататься, почти каждый номер журнала Краевского «Отечественные записки» выходит с новыми стихотворениями поэта.

Но Лермонтов  уже не тот, что прежде и очень скоро начинает тяготиться этой жизнью; его не удовлетворяют ни военная служба, ни светские и литературные кружки. Он то просится в отпуск, то мечтает о возвращении на Кавказ. «Какой он взбалмошный, вспыльчивый человек, - пишет о нем А.Ф. Смирнова, - наверно кончит катастрофой... Он отличается невозможной дерзостью. Он погибает от скуки, возмущается собственным легкомыслием, но в то же время не обладает достаточно характером, чтобы вырваться из этой среды. Это - странная натура».

2 Ведущий:  Знаменитая «Дума», написанная Лермонтовым в 1838 году, – одно из сильнейших стихотворений. Горечь и боль за поколение, которому суждено жить в безрадостной действительности. Поэт говорит о противоречии между внутренними силами, жаждой жизни и невозможностью все это осуществить. 

Видеозапись №5 «Дума» стихи М.Ю.Лермонтова, исполнители MC SkIF aka Roland.

Слайд №19 Бал-маскарад

 1 Ведущий: Под Новый год 1840 г. Лермонтов был на маскарадном балу в Благородном собрании. Присутствовавший там Тургенев наблюдал, как поэту "не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, и он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, - говорит Тургенев, - что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества". Как известно, этим маскарадом и навеяно его полное горечи и тоски стихотворение «Первое января».

Слайд №20 Рисунок М. Ю. Лермонтова «Дуэль».

 2 Ведущий: 16 февраля 1840 года в доме графини Лаваль в разгар бала, словно невзначай вспыхнула ссора Лермонтова с сыном французского посла де Баранта — Эрнестом. Дуэль состоялась 18 февраля рано утром на Парголовской дороге, за Чёрной речкой, недалеко от того места, где Пушкин стрелялся с Дантесом. Дуэль окончилась бескровно: одна шпага переломилась, перешли на пистолеты, и Барант, хотя и целился, промахнулся, а Лермонтов уже после этого разрядил пистолет, выстрелив в сторону. Противники помирились и разъехались.

Ведущий: Но тайными путями о дуэли стало известно начальству. Лермонтова арестовали и предали военному суду за «недонесение» о дуэли. Царь распорядился снова сослать Лермонтова на Кавказ, в армейский полк, воевавший в самом отдалённом и опасном пункте Кавказской линии.

Перед отъездом Лермонтов случайно попал к знаменитой гадалке Киргоф. Он спросил у нее, выпустят ли его в отставку, оставят ли в Петербурге? Киргоф, раскинув карты, предсказала, что Лермонтову никогда больше не бывать в Петербурге и что ожидает его другая отставка, «после коей уже ни о чем просить не станешь».

2 Ведущий:  Вторая ссылка на Кавказ кардинальным образом отличалась от того, что ждало его на Кавказе несколькими годами раньше: тогда это была приятная прогулка, позволившая Лермонтову знакомиться с восточными традициями, фольклором, много путешествовать. Теперь же его прибытие сопровождалось личным приказом императора не отпускать поэта с первой линии и задействовать его в военных операциях. Прибыв на Кавказ, Лермонтов окунулся в боевую жизнь и на первых же порах отличился, согласно официальному донесению, «мужеством и хладнокровием». В стихотворении «Валерик» и в письме к Лопухину Лермонтов ни слова не говорит о своих подвигах.

Видеозапись №6  «Валерик» стихи М.Ю. Лермонтова, читает Сергей Безруков.

Слайд №21 Печорин и княжна Мери. Иллюстрация В.Серова к роману «Герой нашего времени»

 1Ведущий: Тайные думы Лермонтова давно уже были отданы роману. Он был задуман ещё в первое пребывание на Кавказе; княжна Мери, Грушницкий и доктор Вернер, по словам его друга Сатина, были списаны с оригиналов ещё в 1837 году. Последующая обработка, вероятно, сосредоточивалась преимущественно на личности главного героя, характеристика которого была связана для поэта с делом самопознания и самокритики.

 2 Ведущий: Сначала роман «Герой нашего времени» существовал в виде отдельных глав, напечатанных как самостоятельные повести в журнале «Отечественные записки». Но вскоре вышел роман, дополненный новыми главами и получивший таким образом завершённость.

Первое издание романа было быстро раскуплено. Почти все, кроме Белинского, сошлись во мнении о том, что Лермонтов в образе Печорина изобразил самого себя, и что такой герой не может являться героем своего времени. Поэтому второе издание, появившееся почти сразу, во след первому, содержало предисловие автора, в котором он отвечал на враждебную критику. В «Предисловии» Лермонтов провёл черту между собой и своим героем и обозначил основную идею своего романа.

Видеозапись №7 Монолог Печорина из к/ф «Герой нашего времени», слова М.Ю.Лермонтова.

 1 Ведущий: В 1840 году вышло единственное прижизненное издание стихотворений Лермонтова, в которое он включил 26 стихотворений и две поэмы — «Мцыри» и «Песню про... купца Калашникова».

В феврале 1841 года Лермонтову был разрешен короткий отпуск в столицу для свидания с бабушкой Е.А. Арсеньевой, но вскоре, полный мрачных предчувствий, он вынужден был снова отправиться в полк. В последние месяцы жизни Лермонтов создал свои лучшие стихи — «Родина», «Утёс», «Спор», «Листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Последнее произведение поэта — «Пророк».

Видеозапись №8 «Пророк» стихи М.Ю. Лермонтова в исполнении Н.Бурляева, фрагмент из к/ф «Лермонтов».

2 Ведущий:  По пути в полк М.Ю. Лермонтов задержался для лечения в Пятигорске. Здесь жила большая компания веселой молодежи - все давнишние знакомые Лермонтова. В этой компании находился и отставной майор Мартынов, любивший пооригинальничать, порисоваться, обратить на себя внимание. Лермонтов часто зло и едко вышучивал его за «напускной байронизм», за «страшные» позы. Между ними произошла роковая ссора, закончившаяся «вечно печальной» дуэлью.

Слайд №22 Михаил Врубель. Иллюстрации к роману Лермонтова «Герой нашего времени»

Ведущий: Поэт пал жертвой своей двойственности. Нежный, отзывчивый для небольшого круга избранных, он по отношению ко всем прочим знакомым держался всегда заносчиво и задорно. Недалекий Мартынов принадлежал к последним и не понял «в сей миг кровавый, на что он руку поднимал».

Саму дуэль и гибель поэта полнее и точнее всех описал секундант Лермонтова князь Александр Васильчиков.

Ведущий «…15 июля часов в шесть-семь вечера мы поехали на роковую встречу; но и тут в последнюю минуту мы, и, я думаю, сам Лермонтов, были убеждены, что дуэль кончится пустыми выстрелами и что, обменявшись для соблюдения чести двумя пулями, противники подадут себе руки и поедут... ужинать.

Когда мы выехали на гору Машук (близ Пятигорска) и выбрали место по тропинке, ведущей в колонию (имени не помню), темная, громовая туча поднималась из-за соседней горы Бештау.

Ведущий: Мы отмерили с Глебовым тридцать шагов; последний барьер поставили на десяти и, разведя противников на крайние дистанции, положили им сходиться каждому на десять шагов по команде «марш». Зарядили пистолеты. Глебов подал один Мартынову, я другой Лермонтову, и скомандовали: «Сходись!»

Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В эту минуту, и в последний раз, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это обыкновенно делают люди раненые или ушибленные.»

2 Ведущий:  Наконец он получил отставку, и именно ту, которую напророчила известная гадалка в Петербурге.

Власти долго скрывали убийство Лермонтова, распространив информацию, что он болел и скончался. По словам князя Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили словами: «туда ему и дорога». Он и мертвым еще почти год оставался на Кавказе, пока бабушка не выхлопотала разрешение царя на перезахоронение тела поручика Лермонтова в родной земле. По поводу этой трагической смерти В.Г. Белинский писал: «... Новая, великая утрата осиротила бедную русскую литературу».

Ведущий: Бабушка, от горя выплакавшая свои глаза, при встрече не могла поднять век. Все вещи, тетради, сочинения внука, даже его игрушки, которые старушка бережно сохраняла, все она раздала, не будучи в силах видеть вокруг себя что-либо напоминавшее ей о Мишеньке.

Слайд №23 Надгробный памятник на могиле М. Ю. Лермонтова в Тарханах.

Тело поэта было перезахоронено в небольшой часовне рядом с его матерью и дедом. Здесь поэт и обрел вечный покой. Над его могилой стоит большой, из черного мрамора памятник, на котором выбита простая надпись: «Михайло Юрьевич Лермонтов», а по бокам даты рождения (3 октября 1814 года) и смерти (15 июля 1841 года).

Слайд №24 Памятник Лермонтову в Тарханах

Ведущий: Лермонтов выступил в русской литературе как наследник и продолжатель А.С. Пушкина. Уже юношеская поэзия Л. была проникнута страстной мечтой о свободе, содержала призывы к действию (стихотворения «Жалобы турка», «Монолог»).

Вслед за Белинским самые выдающиеся прогрессивные критики, писатели, общественные деятели, литературоведы характеризовали его творчество, художественное мастерство, роль в литературе словами благоговейного преклонения, восторженного восхищения и национальной гордости.

Ведущий: Влияние Лермонтова прослеживается в творчестве Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.А. Блока, В.В. Маяковского). Его драматургия сыграла значительную роль в развитии театрального искусства. Наследие Лермонтова нашло многообразную интерпретацию в живописи, театре, кинематографе. Его стихи обогатили русскую музыку, послужив основой для оперного («Демон» А.Г. Рубинштейна), симфонического («Утёс» С.В. Рахманинова, «Три пальмы» А.А. Спендиарова) и романсного (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев) творчества, стали народными песнями («Выхожу один я на дорогу…»).

16 Декабря 2014
el@ekmob.ru
629779318
el@ekmob.ru
Виртуальная справка Viber +79920056022 Telegram +79920056022 WhatsApp +79920056022
ok inst youtube vk

Управление культуры Администрации г.Екатеринбурга

Портал гос. услуг РФ