Размер шрифта А А А
Цвет сайта Ц Ц Ц
Изображения выкл
Обычная версия

Как научить ребенка обращаться с деньгами: лайфхаки от психолога

Как научить ребенка обращаться с деньгами: лайфхаки от психолога

Источник фото: pixabay.com

Зачем рассказывать пятилетке о налогах, с какого возраста выдавать ребенку карманные деньги и как научить его распоряжаться ими — разбираемся с детским и семейным психологом Антоном Скобелевым.

Малыши (до 5 лет): знакомим с деньгами через игру

До пяти лет ребенок познаёт мир преимущественно через игры. В том числе мир денег и финансовых отношений между людьми. Не надо что-то специально выдумывать — это может быть самая простая игра «в магазин», или «платный въезд» на любимую пластиковую парковку, или «покупка» у ребёнка билетов на домашний спектакль.

Рассказывая малышу о разных профессиях, уточняйте, что за работу человек получает деньги и потом может их тратить на свои нужды. Это можно делать во время прогулки, показывая на водителей автобусов и продавцов, и дома, разглядывая книги. Такой игровой подход знакомит ребёнка с теми финансовыми понятиями, на которые в дальнейшем мы будем опираться.

В играх с детьми не стоит использовать настоящие деньги, это негигиенично — прежде чем попасть к ребёнку, монета побывает в тысячах рук. Лучше придумайте какой-нибудь эквивалент денег — палочки, наклейки, пластиковые жетоны. Хорошо, если это будут именно единицы денег, потому что сначала стоит привязать понятие денег к материальным объектам, а с безналичным расчётом ребёнок познакомится позже.

Можно кратко рассказать ребёнку о бюджете семьи: из чего он состоит, на что в основном тратится. Конечно, маленькие дети не всегда понимают наши слова и не всегда могут контролировать порывы.

Негативное эмоциональное отношение закрепляется легко. Например, ребёнок просит что-то купить, а родитель ему отвечает: «Ты что, обалдел? У меня нет столько денег всё тебе покупать!» Малыш понимает, что он сделал что-то не то, и есть вероятность, что в дальнейшем ситуации, связанные с деньгами, будут вызывать у него чувство вины.

Если родитель говорит о деньгах с раздражением и злостью, это как правило ставит эмоциональный якорь: деньги — это злость и раздражение.

Всё-таки мы в идеале зарабатываем деньги, чтобы испытывать больше радости, поэтому я бы рекомендовал ориентироваться именно на эту эмоцию.

Спрашивайте ребёнка: «На что мы можем потратить деньги, чтобы нам было радостно и хорошо? А каким способом ты бы хотел зарабатывать деньги, какие занятия принесут тебе больше счастья? Что тебе ближе — уход за лошадьми или строительство дорог, управление самолётом или озеленение улиц?» Пусть думает, мечтает, предвкушает. Хорошо, если на данном этапе деньги у него ассоциируются с чем-то приятным, с новыми возможностями, с любимым делом.

Дошкольники (5–7 лет): откуда берутся деньги?

Человек подрос, стал лучше ориентироваться во всех сферах жизни, кое-что уже понял про финансы. Пришло время более тонких материй.

Например, дошкольнику будет интересно, как именно деньги циркулируют в обществе: кто платит зарплату родителям и всем другим взрослым, что делает продавец с полученными за товар деньгами, что такое бюджет семьи и бюджет города, как он формируется? Вплоть до объяснения того, что такое налоги и как мы их платим. Так ребёнок уже в пять лет знакомится со сложными экономическими понятиями.

Как научить ребенка обращаться с деньгами? Дошкольника уже можно погружать в планирование. Если до пяти лет мы чаще говорили о планах на «здесь и сейчас», то теперь мы обсуждаем планы на ближайшее будущее, хотя бы в пределах недели. Вместе с ребёнком мы решаем, как нам на этой неделе лучше и эффективнее потратить какое-то количество денег.

Например, мы даём ребёнку десять наших игровых монеток и спрашиваем: «Как бы ты хотел их потратить?» И рассказываем, что поход в зоопарк стоит семь монет, мороженое — две, новая игрушка — четыре, поход в игровую — пять. Если ребёнок уже хорошо считает, то, естественно, можно перейти на десятки или даже сотни игровых монет, а ближе к школе познакомить ребёнка с настоящими деньгами и реальными ценами.

Он понимает, что пойти сразу во все интересные места не получится, что деньги — это ограниченный ресурс, и сейчас нужно выбрать что-то одно, а в следующий раз можно будет сделать то, от чего отказался сегодня. Это уже начало финансового планирования и осознанного отношения к деньгам. 

Стоит познакомить ребёнка с тем, что работая, мы как бы обмениваем своё время на деньги. А можем потратить это же время на что-то другое — на прогулки с семьёй, на путешествия, на чтение или онлайн-игры. Это всегда вопрос выбора и приоритетов.

Дошкольник должен уяснить, что деньги не появляются просто так, деньги — это плата за труд, и к ним нужно относиться с должным уважением.

Младшая школа (7–10 лет): учим планировать и копить

Часто родители задают вопрос: как научить ребенка считать деньги? В школе ребёнок переживает кризис взросления. У него появляется сфера жизни, за которую только он несёт ответственность. Он уже хорошо считает, умеет планировать активность на неделю и сам решает конфликты с одноклассниками. Поэтому именно со школьного возраста есть смысл выдавать карманные деньги.

Неважно, будет это сто рублей в неделю или тысяча — карманные деньги стоит выдавать регулярно. Ребёнок должен понимать, сколько денег у него будет на этой неделе, сколько на следующей. Только так он сможет начать планировать расходы и копить на крупные покупки. За несколько лет ребёнок научится довольно-таки эффективно распоряжаться деньгами.

Карманные деньги — это необязательно наличные. Можно завести ребёнку детскую банковскую карту, которая будет привязана к вашему счёту.

С первого класса стоит учить ребёнка копить деньги, то есть откладывать классические 10% от всех своих доходов — карманных, подарочных или заработанных денег. Но не просто копить, а понимать, на что он сейчас копит и что хочет купить по итогам месяца или года. Это один из способов, как научить ребенка осознанно обращаться с деньгами.

Будьте в диалоге с ребёнком — обсуждайте, как и на что он планирует потратить деньги, на какие вещи тратят деньги его друзья. У школьников главный игровой момент — распоряжение реальными деньгами. Если для ребёнка деньги — это понятно и интересно, то само распоряжение ими включает игру.

Средняя школа (10–15 лет): школьники выбирают проекты

С десяти лет стоит научиться привязывать деньги к так называемому проектному мышлению. Ребёнок выбирает себе какое-то дело, которому он хочет посвятить длительный промежуток времени. Проект — это какое-то классное, мотивирующее и увлекающее мероприятие, направленное на достижение желанного для ребенка результата. Это то, чем ему, с одной стороны, нравится заниматься. С другой — эта деятельность несёт кому-то пользу, удовлетворяет потребности и приносит вознаграждение в виде денег, то есть прибыль.

Пусть это будет любимая ручная или интеллектуальная работа, от скрапбукинга до осваивания языков программирования. Обрести любой навык в 13-14 лет — вполне себе проект, который потребует вложения сил.

Ребёнок уже может понять, что польза, которую он создаёт, реализуя свои проекты, как раз и генерирует финансовые ресурсы, которыми он может распоряжаться.

Проект не всегда приносит деньги. Подготовка к экзаменам — это тоже проект, несмотря на то, что результат будет оцениваться только в отметках и перспективах. Но это совсем не плохо: ребёнок сам подготовился, подошёл ответственно к своей жизни, и при этом в семье остались деньги, которые мы могли бы потратить на репетиторов. А значит, мы сможем оплатить подростку какие-то интересные курсы или купить что-то нужное.

Старшая школа (от 16 лет): тренируем финансовую грамотность

К старшей школе мы получаем уже во многом сформированного человека. Тут важно, как мы воспитывали его все эти годы, какие знания и опыт он вынес из общения с нами. Всё это касается и финансовой грамотности. В этом месте для ребёнка уже не должно быть загадок — основные инструменты ему известны и сейчас он просто тренирует полученные навыки.

По каким признакам мы можем понять, удалось ли нам заложить азы финансовой грамотности, всё ли мы сделали правильно?

  • Первое: ребёнок умеет обращаться с карманными деньгами. Формулирует финансовые желания и цели, умеет копить и не боится тратить.
  • Второе: он понимает, что, работая, люди по сути обменивают своё время на деньги. Именно поэтому так важен баланс между работой и отдыхом. Например, сейчас он выбирает общение с друзьями, а на следующих выходных планирует не выходить из дома и закончить проект. 
  • Третий момент: ребёнок знает, за какие вещи люди охотно платят. Например, с тобой с удовольствием поделятся ресурсами, если ты действительно помогаешь людям — развлекаешь, обучаешь, спасаешь жизни. Конечно, речь тут идёт о самых разных суммах, в зависимости от сферы, опыта и многих других вещей.
  • Неплохо понимать, откуда в принципе в семье берутся деньги. Они есть у родителей на банковской карте — это понятно. А там деньги откуда?
  • И, наконец, ключевой момент — к старшей школе у ребёнка уже есть свой проект, а лучше проекты. Неважно, большие или маленькие. Пусть он ходит по району и кормит бездомных кошек, сажает деревья перед домом, занимается репетиторством с другими детьми или учится играть на гитаре.

Проектное мышление чрезвычайно важно. Вся наша жизнь состоит из проектов разной степени сложности. Поступление в вуз — это проект, выбор спутника жизни — тоже проект, рождение и воспитание ребёнка — очень долгосрочный проект. Не говоря уже о рабочих проектах и домашних мини-проектах вроде приготовления обеда из трёх блюд или ремонта балкона.

Источник текста deti.mail.ru

28 Июня 2021
el@ekmob.ru
629779318
el@ekmob.ru
Виртуальная справка Viber +79920056022 Telegram +79920056022 WhatsApp +79920056022
ok inst youtube vk

Управление культуры Администрации г.Екатеринбурга

Портал гос. услуг РФ